MAZDA

MAZDA

Статья размещена на предыдущей версии сайта Страхового Агентства ПрофессионалЪ. Читать оригинал статьи

Mazda Motor Corporation – шестая по величине автомобильная компания Японии. Ее заводы расположены в настоящее время в 21 стране мира, что позволяет компании экспортировать продукцию в 120 стран.
Mazda – единственная в мире компания, добившаяся успеха в производстве автомобилей с роторным двигателем.
Ее автомобили многократно удостаивались различных высоких наград и становились автомобилями года в различных странах мира.
Модель гольф-класса Mazda3 много лет подряд является одним из самых продаваемых иностранных автомобилей в России.

А началось все с… пробки
Основатель компании Дзюдзиро Мацуда родился в 1875 году в префектуре Хиросима и был двенадцатым сыном рыбака. В 20 лет Мацуда открыл собственную кузницу, однако вскоре кузницу пришлось закрыть из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл кузницу и даже получил патент на насос для закачки воздуха, но уже через несколько лет компания снова прекратила существование.
Мацуда совершал еще несколько не очень удачных попыток открыть своё дело, пока в 1920 году вместе с группой инвесторов не купил разорившуюся компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся пробковым деревом. Компанию переименовали в Toyo Cork Kogyo, и Мацуда стал её президентом.
Выпуск стройматериалов позволил владельцам создать первоначальный капитал и основу для дальнейшего бизнеса, но занималась стройматериалами компания недолго: в 1920-х годах ей была выпущена небольшая тестовая партия мотоциклов, одному из которых в 1930 году даже удалось выиграть гонку, в 1929 году компания начала производство станков.
В 1927 году из названия фирмы выпало слово «cork» (пробка), компания перешла к промышленному производству и стала носить имя Toyo Kogyo Ltd.

Mazda – творец всего существующего
Автомобили компания начала выпускать только в 1931 году. Это были трёхколёсные грузовички с двигателями объёмом 500 куб. см в чисто японском стиле того времени. В качестве торговой марки для этих машин было выбрано слово Mazda – близкое по звучанию к имени основателя компании Мацуда имя верховного зороастрийского бога. (Ахура-Мазда – высшее божество древних иранцев. Мазда переводится как мудрый Бог, творец всего существующего, а эпитет Ахура в иранской мифологии прилагался к именам добрых, благотворных божеств). Сама же компания была переименована в Mazda Motor Corporation только 1984 году.
Достаточно резкая смена сфер деятельности Toyo Kogyo выглядит на первый взгляд несколько странно, и тем не менее, он вполне характерен для восточных (и в первую очередь японских) компаний, традиционно занимавшихся производством всего на свете, и представлявших всю свою продукцию под одной торговой маркой. Этот подход является кардинально противоположным подходу западных компаний, долгие годы считавших за непреложной истиной утверждение «Один продукт равно один брэнд».

Наконец, легковые авто
До начала Второй Мировой войны Toyo Kogyo Ltd. создала несколько концептов легковых автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел.
Во время войны Toyo Kogyo занималась производством оружия для Японской армии. После капитуляции Японии компании пришлось восстанавливать свой завод, который был разрушен атомным взрывом в Хиросиме. Выпуск автомобилей был продолжен лишь в 1950 году. Это были трёхколёсные грузовики Type CT, оснащенные двигателем 1157 куб. см, компактные пожарные машины и обычные грузовики.
В 1952 году умер Дзюдзиро Мацуда, за год до этого президентом компании стал его сын Тенудзи.
Легковые автомобили Toyo Kogyo Ltd. начала выпускать только в 1960 году, когда начался рост благосостояния рядовых японцев. Первой моделью 2-дверная стала R360, оснащенная 2-цилиндровым двигателем объёмом 356 куб. см. Особыми изысками она не отличалась – это был недорогой и удобный вариант для среднего городского жителя.

Mazda и Ванкель: история любви
В 1960 году случилось событие, сыгравшее большую роль в дальнейшей истории Mazda. Компанию посетил доктор Хаас (Dr. Haas) – представитель немецкой NSU. (NSU с начала ХХ века производила мотоциклы и автомобили, считавшиеся весьма престижными, благодаря многочисленным победам на соревнованиях разных рангов. В 1985 году компания вошла в состав концерна Audi AG). Тенудзи Мацуда нанёс в Германию ответный визит, результатом которого стало предварительное соглашение о сотрудничестве Toyo Kogyo Ltd. и NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля. (рооторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания был разработан в 1957 инженером компании NSU Вальтером Фройде (W. Froude) в соавторстве с Феликсом Ванкелем (F. Wankel)). Официальным началом сотрудничества двух компаний считается 1961 год, когда соглашение получило одобрение японского правительства, а первый произведённый Toyo Kogyo Ltd. роторный двигатель был показан в Токио в 1963 году. К этому моменту общее количество автомобилей, выпущенных компанией, достигло 1 миллиона, а модельный ряд включал такие автомобили, как компактный пикап Mazda Proceed (B-series 1500) и два варианта Carol: 2-дверную Carol-360 и 4-дверный седан Carol-600. Carol своим дизайном, как и многие японские автомобили того времени, повторяла модель Ford Anglia.
В то время многие японские компании пытались экспериментировать с роторным двигателем, но достаточно быстро оставили эти попытки. Toyo Kogyo Ltd. оказалась единственной компанией в мире, запустившей роторно-поршневые двигатели Ванкеля в серийное и мелкосерийное производилось (некоторое время двигателем РПД оснащались ВАЗ-ы. ВАЗ взял за основу конструкцию двигателя Mazda, но достаточно быстро отказался от этой идеи). Дело в том, что РПД обладает достаточно большим набором преимуществ перед обычными бензиновыми двигателями (низкий уровень вибраций, высокая удельная мощность, значительно меньшие размеры, улучшающие управляемость, облегчающие оптимальное расположение трансмиссии и позволяющие сделать автомобиль более просторным для водителя и пассажиров), но и весьма серьезными минусами: высокое потребление масла и бензина, необходимость периодического капитального ремонта, склонность двигателя к перегреву и высокая токсичность. Высокие требования к точности исполнения деталей делают его сложным в производстве. Оно требует высокотехнологичного и высокоточного оборудования – станков способных перемещать резец по сложной траектории эпитрохоидальной поверхности камеры объёмного вытеснения.
Первой моделью Mazda с роторным двигателем стал Cosmo Sport/110S, чей дебют состоялся в 1967 году. После чего началось производство одной модели с роторным двигателем за другой, причем РПД оснащались не только спортивные купе, но и гражданские автомобили. В 1968 году свет увидела Familia Rotary Coupe/R100, в 1969-м вышла Familia Rotary SS Sedan/R100, в 1970-м – Capella/RX-2, в 1971-м – Savanna/RX-3. В 1972-м году Toyo Kogyo Ltd. выпустила роторный Luce/RX-4 и преодолела рубеж в 5 миллионов произведённых автомобилей. Экспорт компании достиг в 1973 году 1 миллиона автомобилей (к этому моменту Мазды экспортировались в Китай, Новую Зеландию, Европу и США).
Автомобили с роторным двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся в 1974 году нефтяной кризис нанёс им существенный ущерб. Однако Toyo Kogyo Ltd. Не сдалась. В 1978-м появилась модель Savanna RX-7, при создании которой были использованы все плюсы роторных двигателей. Она стала самым быстрым автомобилем в модельном ряду Mazda того времени – 105-сильный мотор разгонял машину до 200 км/ч.
В то же 78-м был выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем. В 1979 году 25% упавших из-за кризиса акций Toyo Kogyo Ltd. приобрела компания Ford Motor, сотрудничать с которой в области производства автоматических трансмиссий Toyo Kogyo начала еще 1969 году.
В конце концов, инженерам Mazda удалось решить основные проблемы роторного двигателя – токсичность выхлопа и неэкономичность: потребление масла в современных Mazda, оснащенных роторным двигателем Renesis сократилось на 50%, бензина – на 40%, выброс вредных окисей доведен до норм, соответствующих Euro IV. Мазды с РПД потребляют до от 7 до 20 литров топлива на 100 км, в зависимости от режима движения, и от 0,4 л до 0,6 л масла на 1000 км.
Автомобили Mazda с буквами RE в наименовании могут использовать в качестве топлива как бензин, так и водород, так как ротор менее чувствителен к детонации, чем обычный двигатель, использующий возвратно-поступательное движение поршня. Это явилось вторым витком роста внимания разработчиков к РПД.
В настоящее время исследование этого типа двигателя Мазда активно в продолжает в серии RX. Потребители же, в конце концов, перестали обращать внимание на неэкономичность роторного двигателя Mazda ради его мощности и высокой надежности.

Что зашифровано в логотипе?
Первый логотип Mazda появился в 1934 году. Буква М логотипа была стилизована под герб Хиросимы. Mazda – это имя верховного зороастрийского бога. Священный текст древних иранцев «Авеста» говорит, что Ахура-Мазда – источник всего доброго, возникший из чистейшего света, величайший из богов. Мазда – святейшее божество, дух, подающий всему преуспеяние, творец солнца, луны, звезд, неба, земли, вод, деревьев и людей. Он всеведущ, он друг и охранитель добра, враг лжецов, мститель за неправду, изобретатель заклинаний против злых духов и разных чудовищ, источник добрых мыслей, слов и дел.
В 1936 году компания представила новый логотип, являющийся стилизацией буквы М и одновременно отсылающий к гербу города Хиросима. В нем же впервые появилась идея летящих крыльев, стремительности и скорости, к которой компания вернется спустя 60 лет.
С момента выхода первого легкового автомобиля Mazda в 1960-и году до 1975-го компания использовала более классическое начертание буквы М. Две линии, которого расходящиеся в разные стороны, напоминали двухполосное шоссе.
В 1975 году был разработан существующий по сей день корпоративный логотип компании представляющий из себя написанное узнаваемым шрифтом название Mazda.
В 1991 году компания представила новый логотип, но достаточно быстро отказалась от него, так как практически копировал логотип французской автомобильной компании Renault и, по мнению самой Mazda, был очень «серым».
В 1997 году Мазда приняла новый логотип, являющийся официальным лицом марки и по сей день. Логотип снова представляет собой букву М, стилизованную на этот раз под расправленные в полете крылья и символизирует стремление к непрерывному росту и улучшению, уверенный взгляд компании в будущее, энергичность и в то же время солидность.
С 2002 года вся продукция брэнда продвигается под слоганом Zoom-Zoom, который, по замыслу создателей, выражает незабываемое чувство, знакомое всем водителям автомобилей марки Mazda. Mazda характеризует Zoom-Zoom как полную свободу, радостное и открытое восприятие мира, ощущение непосредственности, веселья и наслаждения, как в детстве.

Только факты
1920-е годы
1920: г-н Дзудзиро Мацуда создает компанию под названием Toyo Cork Kogyo.
1927: компания переходит к промышленному производству и меняет название на Toyo Kogyo. Ltd.
1929: компания переходит к производству станков.
1930-е годы
1931: начато производство трехколесного грузовика Mazdago.
1932: начинается экспорт трехколесных грузовиков в Китай.
1934: в качестве торговой марки для обозначения машин выбрано слово Mazda. Появляется первый логотип Mazda.
1950-е годы
1950: компания начинает выпускать трёхколёсные грузовики Type CT, компактные пожарные машины и обычные грузовики.
1951: президентом компании становится Тенудзи Мацуда – сын Дзюдзиро.
1952: умерает Дзюдзиро Мацуда.
1958: начинается производство Mazda Romer – легкого четырехколесного грузовика.
1960-е годы
1960: с конвейера сходит первый легковой автомобиль компании – двухдверная Mazda R360 Coupe.
1961: начинается сотрудничество Toyo Cork Kogyo с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля.
1962: выходит Mazda Carol 600 – первый четырехдверный автомобиль компании. Начинается сборк автомобилей в Южной Корее.
1963: компания выпускает миллионный автомобиль. Показан первый произведённый Toyo Cork Kogyo роторный двигатель.
1964: начинается история модели Familia – компания представляет её первое поколение 1965: Toyo Cork Kogyo строит испытательный полигон Миоси, начинает техническое сотрудничество с английской Perkins Services N. V. в области дизельных двигателей.
1967: дебютирует первая модель Mazda с роторным двигателем модель – Cosmo.Sport/110S. Начинается полномасштабный экспорт на европейский рынок.
1968: выходит Familia Rotary Coupe/R100. Организуется представительство в Канаде. Начинается сборка автомобилей в Малайзии.
1969: появляется Familia Rotary SS Sedan/R100. Начинается полномасштабный экспорт автомобилей с роторными двигателями. Форд, Ниссан и Мазда заключают соглашение о создании Japan Automatic Transmission Company (JATCO).
1970-е
1970: выпущена Capella/RX-2. Начинается экспорт автомобилей в США. Произведен милионный автомобиль Mazda Familia.
1971: учреждена компания Mazda Motor of America (MMA). Открывается производство в Индонезии. Начинаются продажи Mazda Savanna (RX-3).
1972: общее число выпущенных автомобилей достигает пятимиллионного рубежа.
1973: объем экспорта доходит до 1 миллиона. Произведен полный редизайн Mazda Familia. Открывается представительство в Западной Германии.
1974: открывается производство на Филипинах.
1975: Начинаются продажи Mazda Cosmo. Открывается производство в Тайланде.
1977: Вновь полностью обновлен дизайн Mazda Familia. Начинается производство Mazda Luce Regard.
1978: появиляется модель Savanna RX-7. Выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем. Полностью обновлен дизайн Mazda Capella.
1979: Ford Motor приобретает 25% акций Toyo Kogyo. Общий объем производства компании достигает 10 миллионов автомобилей.
1980-е
1980 Mazda Familia становится автомобилем года в Японии.
1981: открываются представительства в Америке и Европе: Mazda (North America), Inc. и Mazda Motors Representative Office (Europe). Объем экспорта достигает 5 млн. Автомобилей.
1982: автомобилем года в Японии становится Capella.
1983: Открывается производство в Колумбии. Появляется новое семейство микроавтобусов – Bongo/Bongo Brawny.
1984: компания переименовывается в Mazda Motor Corporation.
1985: Происходит празднование производства 10-ти миллионного автомобиля. Учреждена Mazda Motor manufacturing Corporation (MMUC) в США.
1986: Производство автомобилей с роторным двигателем достигает 1,5 млн. Открывается исследовательский центр в Ann Arbor.
1987: открываются производственные мощности в Мичигане (США) – завод Mazda Motor Manufacturing Corporation (MMUC). Открывается новый исследовательский центр в Йокогаме. Общее производство в Японии достигает 20-ти млн. Автомобилей.
1988: в США открываются Mazda Motor of America, Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA) для объединения всех связанных с Америкой операций. Открывается представительство в Европе.
1989: создаются каналы продаж Mazda Eunos и Mazda Autozam. Mazda начинает импортировать в Японию Citroen BX
1990-е
1990: Общее производство достигает 25 млн автомобией. Происходит открытие исследовательского центра European R&D Representative Office (MRE) в Германии.
1991: Mazda 787B побеждает в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Это первое «золото», взятое автомобилем японского производства, и единственная в истории победа автомобиля с роторным двигателем. В Японии выходит седан класса «люкс» Sentia/929. На 29-м автосалоне в Токио представлен концепт HR-X с роторным двигателем, работающим на водороде. В Японии основывается канал продаж Efini.
1992: компания принимает природоохранительную хартию Mazda Global Environmental Charter. Mazda Motor Manufacturing Corporation в Мичигане, США, становится компанией AutoAlliance International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda и Ford. В Японии через канал продаж Eunos представлена модель MX-6, эксклюзивно для внутреннего японского рынка через канал продаж Autozam начинает выпускаться двухместный микромобиль AZ-1 и модель Eunos 500/Xedos 6.
1993: Мазда и Форд начинают долгосрочное стратегическое сотрудничество с целью повышения конкурентоспособности продукции
1994: Mazda первой среди японских производителей автомобилей получает сертификацию по ISO 9002. Разрабатывается грузовик, работающий на сжатом газе и электромобиль на базе фургона E-класса. Поставки трансмиссий Форду достигают 10 млн. штук.
1995: Общее производство в Японии достигает 30 млн. автомобилей. Полностью обновляется дизайн Mazda Sentia и Mazda Carol.
1996: компания удостаивается сертификации по наивысшему возможному стандарту качества ISO 9001. Опять первой среди японских марок. Процент доли Ford в компании увеличивается с 25% до 33,4%, президентом компании становится Генри Уоллис (Henry Wallace).
1997: президентом компании становится Джеймс Миллер (James Miller), разрабатывается модель Demio FCEV, работающая на топливных элементах.
1998: Mazda вступает в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных элементов, открывает консультативный центр по трудоустройству женщин, усиливает своё присутствие на европейском рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным впрыском.
1999: Mazda начинает поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили. Президентом компании становится Марк Филдс (Mark Fields). Мазда анонсирует разработку и производство новой глобальной серии моторов совсемтно с Фордом
2000-е
2001: Штаб-квартира и завод в Херосиме получают экологический сертификат ISO 14001.
Mazda Roadster попадает в книгу рекордов Гинеса
2001: Мазда воодит систему производства под закак Roadster и Familia S-Wagon. Берет под контроль дистрибуцию во Франции, Великобритании и Швейцарии.
2002: Zoom-Zoom принимается за основу концепции брэнда. Расширяет сеть продаж в Восточной Европе. Компания выпускает новую модификацию модели MPV – Sports F, разработанную женщинами, принимает участие в праздновании 100-летнего юбилея изобретателя роторного двигателя Ванкеля, разрабатывает первую в мире технологию экологически благоприятного покрытия. NBR называет Mazda6 автомобилем года.
2003: В Европе начинается производство Mazda2. Выпускается первая серийная Mazda RX-8. Установленный на ней двигатель RENESIS получает звание «Двигателя года» в 2003 и 2004 году.
2004: Mazda RX-8 становится автомобилем года в Австралии, Mazda3 – в Канаде. Запускается производство Mazda6 MPS и Mazda5.
2005: в производство запускается принципиально переработанная модель самого популярного родстера в мире Mazda MX-5. Принимается новая редакция хартии Mazda Global Environmental Charter. Вновь открывается музей Мазда. Открывается представительство в Тайланде - Mazda South East Asia. Mazda MX-5 становится в Японии автомобилем года. Основывается ООО «Мазда Мотор Россия».
2006: Прдажи Mazda MPV достигают одного миллиона. На Женевском автосалоне представлена Mazda3 MPS. Мировое производство Mazda6 достигает одного миллиона. Мазда учреждает официальное представительство в России. Mazda5 получает наивысшую оценку на краш-тестах New Car Testing Agencies в Великобритании и Японии. Продажи Mazda Axela достигают в Японии миллиона автомобилей. 2,3-литровая Mazda MPV с двигателем DISI-турбо получает награду Eco Products Promotion Council. Запускается производство Mazda CX-7.
2007: выпущен 800-тысячный Roadster. На автосалоне в Женеве представлена полностью обновленная Mazda2. Утвержден долгосрочный план технологического 'Sustainable Zoom-Zoom'. Празднуется сороковая годовщина роторного двигателя. Общее производство в Японии достигает 40 миллионов. Полностью обновленная Mazda6 представлена на Франкфуртском и Токийском автосалонах. Начат выпуск журнала для потребителей "Zoom-Zoom." Mazda2 получает наивысшую оценку краш-теста Euro NCAP.

А что сейчас?
В настоящее время Mazda является шестой по величине автомобильной компанией Японии. Акции компании торгуются на Токийской фондовой бирже. 29-ю процентами акций Mazda владеет Ford Motor Company.
Председателем совета директоров Mazda является Кадзухидэ Ватанабэ, президентом – Хисакадзу Имаки.
Производя в год около 1,3 млн. машин, компания достаточно уверенно чувствует себя на рынках всех стран: ее глобальные модели популярны во всех классах автомобилей, в которых представлен брэнд. Сборочные заводы Mazda расположены в 21 стране позволяют ей экспортировать свои автомобили в 120 государств.
Mazda по-прежнему продолжает развитие роторных и водородных двигателей.

Назад

+7 (926) 324 5226

nat.avrina@gmail.com

Наталья Аврина © 2010