FORD

FORD

Статья размещена на предыдущей версии сайта Страхового Агентства ПрофессионалЪ. Читать оригинал статьи

Генри Форд (1863 – 1957 гг.) – основатель компании Ford Motor – наверное, самый известный автомобилестроитель в мире. Это Форд первым сделал автомобиль доступным простому рабочему. Это Форд первым применил на своих заводах конвейер, в результате чего не только наладил массовый выпуск автомобилей, но и вывел промышленность и рынок своего времени на принципиально новый уровень развития. Это Форд сказал до сих пор знаменитую фразу «Вы можете получить Форд-Т любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным»…
Форд является классическим образцом американской мечты, ставшей явью – так называемых людей self-made.

Путь к мечте
Генри родился в семье ирландского иммигранта Уильяма Форда на ферме в поселке Спрингфилд, штат Мичиган. Там же он провел детство, помогая родителям по хозяйству и посещая обычную сельскую школу.
Огромный интерес к технике проявился у Генри в очень юном возрасте: уже в 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где проводил все свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель. Считается, что мысль о создании автомобиля пришла Форду в голову, когда в 1872 году он упал с лошади во время работы на ферме своего отца. Тогда Генри и решил создать более надёжное транспортное средство, чем те, в которых использовалась сила животных.
В 1879 году Форд перебрался в Детройт и устроился там на работу помощником машиниста, а через три года переехал в Дирборн (пригород Детройта) и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, периодически подрабатывая на заводе в Детройте.
В 1888 году Генри женился на Кларе Брайент, вскоре после чего занял должность управляющего на лесопильном заводе, в 1891 году стал инженером компании Edison Illuminating, а уже через два года – ее главным инженером. В это время на кухне своего дома Форд собрал первый двигатель внутреннего сгорания, а в 1896 году поставил его на раму с четырьмя велосипедными колёсами. Так появился квадроцикл — транспортное средство, которое стало первым автомобилем Форда.
В 1899 году Генри уволился из Edison Illuminating и основал собственную фирму Detroit Automobile. Через год предприятие обанкротилось, но за это время Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей. Генри сам принимал участие в автогонках и даже сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона в октябре 1901 года (Alexander Winton).
В 1903 году Форд и одиннадцать его друзей собрали очень приличную по тем временам сумму в 28 тысяч долларов и подали заявку на организацию промышленного предприятия в штате Мичиган. Так появилась компания Ford Motor. Форд был владельцем 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера, а в 1906 году стал президентом и основным владельцем компании. Под автомобильный завод друзья переоборудовали бывшую фургонную фабрику на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями.
Первым созданием Ford Motor стала «бензиновая коляска» с приводом от двигателя мощностью 8 лошадиных сил. Автомобиль получил название Model А и был представлен как «наиболее совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик». Первый Model А был продан 23 июля 1903 года.
В 1903 году появился и первый логотип Форд, выполненный в модном тогда стиле Модерн (Art Nouveau). В 1906 году логотип был изменен на «летящее» написание, выражавшее стремительное движение вперед. Овальный же логотип Ford появился в 1907 году благодаря первым британским представителям компании Перри, Торнтону и Шрайберу, которые в рекламной кампании представили его как «клеймо высшей пробы», призванное символизировать надёжность и экономичность. Торговая марка Форд была зарегистрирована в патентном бюро США в 1909 году, но после этого логотип еще несколько раз видоизменялся. Первым автомобилем компании Форд с овальной эмблемой на решетке радиатора стала Модель «A», выпущенная в 1927 году. Однако на все без исключения автомобили компании овальная эмблема с синим фоном и серебряными буквами начала ставиться только в 1976 году.
За следующие после выхода в свет Ford A пять лет компания разработала 19 моделей, использовав для их названия буквы – от Model А до Model S. Часть из моделей так и не дошла до конечного потребителя, оставшись на экспериментальном уровне.

Первый народный автомобиль
В те времена все компании собирали автомобили только на заказ, в результате чего стоили они баснословных денег. Форд же мечтал создать машину, доступную доступного даже простым рабочим с его завода. Воплощением этой мечты стала знаменитая Модель T или «Жестяная Лиззи» (Tin Lizzy), как её ласково называли американцы. Первый Т был выпущен в 1908 году и стоил больших по тем временам денег – $825, но уже в 1913 году Генри Форд впервые внедрил на своих заводах конвейерное производство. Новая Model Т сходила теперь с конвейера каждые 10 секунд, в результате чего Форд смог снизить цену на автомобиль до $260, и «Т» стала первым по-настоящему народным автомобилем в мире.
Запуск конвейера Фордом ознаменовал наступление новой эры в развитии личного транспорта: автомобиль, наконец, стал средством передвижения, а не игрушкой для богатых. Благодаря широкому распространению автомобилей Форду удалось заставить власти пойти на невиданный эксперимент: 1909 году на Woodward Avenue в Детройте был сооружен бетонный участок длиной в милю. Так было положено начало массовому строительству дорог.
Считается, что появление и широкое распространение Модели T изменило жизнь Соединенных Штатов того времени. В результате запуска конвейера Форд смог не только снизить цены на свою продукцию, но и увеличил в два раза минимальную оплату труда, которая теперь составляла 5 долларов в день. Новый уровень оплаты труда и новая философия производства повлекли за собой изменения в социальной сфере, а появление сборочного конвейера Форда, фактически, стало началом индустриальной революции во всем мире.
В течение только первого года производства было продано около 11 тысяч Ford T. На базе модели создаются машины для различных служб: пикапы, автомобили для доставки мелких грузов, автофургоны, небольшие автобусы и даже военная скорая помощь. По рекламным буклетам Форда Т можно познать историю Америки того времени. Производство Т было прекращено в 1926 году, но автомобиль до сих пор узнаваем и любим несколькими поколениями американцев. А коллекционеры готовы тратить немалые деньги на покупку и поддержание в рабочем состоянии своих «Т»: сегодняшняя цена экземпляра в приличном состоянии составляет уже не 260 долларов, как когда-то, а примерно 20 тысяч, ежегодный оборот индустрии, связанной с ремонтом и декором автомобиля достигает 38 миллиардов долларов. В 1999 году Model-T была признана экспертами из 32 стран самым значимым автомобилем ХХ столетия.
В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел (Adsel Ford) выкупили акции компании у других акционеров за 105 568 858 долларов и стали ее единственными владельцами. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной смерти сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля.
В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II. В мае 1946 года Генри Форд-старший был удостоен почётной премии за заслуги перед автопромышленностью, а в конце того же года Американский институт нефти (American Petroleum Institute) вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. Умер Генри Форд в возрасте 83 лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. После его смерти Ford Motor продолжала активно развиваться под руководством Генри Форда-младшего.

Стремление к совершенству
Ford Motor всегда ставила своей целью постоянное усовершенствование продукции при снижении затрат на производство. Это помогало компании регулярно выпускать автомобили, становящиеся мировыми бестселлерами. Так, 1 апреля 1932 года Ford Motor первой представила общественности V-образный 8-цилиндровый двигатель был. А уже в 1934 году на сельских фермах и улицах крупных городов появились грузовые автомобили Ford, оснащённые полностью доработанным двигателем, которые надолго стали фаворитами практичных американцев.
8 июня 1948 года на выставке в Нью-Йорке компания торжественно представила новую модель Ford 1949 года. Основными особенностями который были гладкие боковые панели, независимая передняя подвеска и открывающиеся задние боковые стёкла. Интеграция кузова и крыльев явилась новинкой, установившей стандарт автомобильного дизайна. В 1949 году Ford продал около миллиона таких автомобилей, достигнув самого высокого объёма продаж за период с 1929 года.
В 1960-е годы Форд переориентирует своё производство на создание недорогих спортивных автомобилей, предназначенных молодому покупателю: В 1964 году компания впервые представила публике Mustang. Помимо внешнего вида, оригинально сочетавшего в себе наиболее актуальные в то время тенденции дизайна, Mustang был примечателен использованием нового двигателя, в котором совмещались трансмиссия и ведущий мост. Такого успеха Ford Motor Company не испытывала со времен Модели А: за первые сто дней было продано около ста тысяч Мустангов.
Растущие прибыли Ford Motor вкладывает в развитие сети производственных и сборочных заводов, испытательных полигонов, инженерно-исследовательских лабораторий и магазинов по всей Америке, открывает филиалы в Европе. Кроме того, компания осваивает новые виды деятельности: финансовый бизнес (Ford Motor Company), страхование (American Road Insurance Company), автоматическая замена запчастей (Ford Parts and Service Division), электроника, компьютеры, космические технологии и многое другое.
Компания не оставляет без внимания и проблему безопасности автомобиля. Именно на заводах Форда впервые начали применяться безопасные стёкла, а в 1970 году компания первой из серийных производителей внедрила передние дисковые тормоза.

Крупнейшая ошибка
Тем не менее, за время существования компании случались не только триумфы, но и провальные ошибки. Самая крупная из них – Edsel (Э́дcел) – известна как один из серьезнейших провалов в истории автомобилестроения и одна из крупнейших ошибок маркетинга всех времен. Edsel был создан как отдельный дивизион компании Ford и выпускал четыре модели автомобилей (Citation, Corsair, Pacer, Ranger).
Запуск марки Edsel в 1957 году сопровождался большой рекламной кампанией. В результате, 2,5 миллиона человек пришли посмотреть на Edsel в автосалоны, но автомобилей было продано мало. Основной причиной провала считается маркетинговая ошибка: неверное, размытое позиционирование Edsel в узкой нише между низшим (Ford) и средним (Mercury) сегментами рынка. Цены Edsel Pacer и Edsel Corsair превосходили цены сравнимых комплектаций Mercury, при худшем качестве отделки. При этом модели Ranger и Citation стоили ниже аналогов Mercury, вводя в заблуждение потребителей. А в вызывающем дизайне Edsel были спорные элементы, которые многим не пришлись по душе. Плохую службу марке сослужило и время ее вывода на рынок: в конце 1957 года начался очередной спад экономики США, неизбежно приведший к кризису автомобильной промышленности. Популярностью в это время пользовались компактные и экономичные европейские модели. От новых же автомобилей потребители ждали принципиально новых свойств и качеств, а получили вместо этого просто "ещё одну" американскую марку, не хуже, но и не лучше других. В результате, через три года, выпустив всего 110 847 автомобилей (планировалось выпускать 100 000 автомобилей в год), Ford Motor Company закрыла подразделение, сделав в разрабатываемых моделях упор на стиль и доступность. По оценкам, сейчас в мире осталось около 6000 автомобилей Edsel.

А что сегодня?
В настоящее время Ford является третим по объёму выпуска автопроизводителем в мире после General Motors и Toyota. Компания выпускает широкий спектр легковых и коммерческих автомобилей под марками «Форд», «Линкольн», «Меркури», владеет долями акций компаний Mazda Motor Corporation и Volvo Cars,.
До недавнего времени Ford Motor Company владела также компаниями Jaguar, Land Rover и Aston Martin. Aston Martin был продан Фордом во II квартале 2007 года $925 млн. консорциуму инвесторов, Jaguar, Land Rover – в марте 2008 года индийской компании Tata Motors Ltd. за 2,3 млрд.
В 2006 году Ford Motor Company вместе с контролируемыми марками было произведено 6,6 млн. машин. Выручка компании в 2007 году составила $173,9 млрд., оборот – $173,9 млрд., число сотрудников 245 тыс. человек.
Штаб-квартира Ford Motor Company по-прежнему находится в Дирборне. Предприятия Ford расположены в США, РФ, Канаде, Мексике, Германии, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах.
Компания Ford Motor уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьёй Фордов, являясь, таким образом, одной из наиболее крупных в мире компаний, находящихся под семейным контролем. Семье Фордов принадлежало 40% голосующих акций Ford Motor (по данным на февраль 2008 года), остальные акции компании находились в свободном обращении. (Первичное размещение акций Ford Motor провела в январе 1956 года. Сейчас акции компании котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже). Ford Motor Company занимает 7 место в списке крупнейших публичных американских компаний Fortune 1000 за 2007 год.
В 2003 году в честь 100-летнего юбилея Ford Motor Company было решено немного изменить дизайн известного всем синего значка Ford: ему придали некоторые черты самых первых логотипов компании. Несмотря на изменения в дизайне эмблема Форд остается в числе самых узнаваемых торговых марок в мире.
Ford Motor Company принимала и принимает активное участие в спортивных соревнованиях по всему миру. Компания имеет собственную раллийную команду и активно поставляет двигатели для других команд. Команды в серии гонок Формула-1 Форд никогда не имел, но компания является одним из самых стабильных поставщиков двигателей для гоночных автомобилей этой серии (под маркой Cosworth). А Jaguar, входивший до недавнего времени в холдинг Форд, с 2000 по 2004 годы владел собственной командой.

Ford Motor в России
Компания Форд имеет давние связи с Россией. Еще в конце 1920-х годов руководство СССР заключило с Ford Motor договор о помощи при строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. Ряд легковых и грузовых Фордов того времени послужили прототипами для первых серийных образцов нового советского автозавода ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
9 июля 2002 года в городе Всеволжск Ленинградской области официально открыт новый завод Ford Motor Company полного производственного цикла. В настоящее время на нем собирается только модель Focus, но, по заявлению представителей компании, Форд намерен увеличить мощность завода и количество выпускаемых на нем моделей. Кроме того, компания планирует построить в России второй завод.

Назад

+7 (926) 324 5226

nat.avrina@gmail.com

Наталья Аврина © 2010